Arms
 
развернуть
 
346421, г. Новочеркасск, пр. Баклановский, д. 162
Тел.: (8635) 26-07-06, 26-07-09 (ф.)
novocherkassky.ros@sudrf.ru
схема проезда
показать на карте
346421, г. Новочеркасск, пр. Баклановский, д. 162Тел.: (8635) 26-07-06, 26-07-09 (ф.)novocherkassky.ros@sudrf.ru
Телефон горячей линии
для приема сообщений о фактах коррупции
(8635) 26-07-15
Понедельник
9:00 - 18:00
Вторник9:00 - 18:00
Среда9:00 - 18:00
Четверг9:00 - 18:00
Пятница9:00 - 16:45
Перерыв на обед: 13:00 - 13:45
СубботаВыходной
ВоскресеньеВыходной

 
 
 
 
 
 
 
 
 







ДОКУМЕНТЫ СУДА
Обобщение практики рассмотрения дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы за 1 полугодие 2020 года

ОБОБЩЕНИЕ

Новочеркасским городским судом Ростовской области в соответствии с планом работы Новочеркасского городского суда Ростовской области на первое полугодие 2020 года проведено обобщение судебной практики по делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Обобщение проводилось путем изучения и анализа административных дел, рассмотренных судьями Новочеркасского городского суда за первое полугодие 2020 года и сданных в архив суда. Обобщению подвергались дела, оконченные производством с вынесением решения, ре­шения по которым вступили в законную силу.

Дела по данным спорам рассматриваются судьями Новочеркасского городского суда в порядке искового производства.

Институт административного надзора за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы, существовал и ранее.

Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 года № 5364-VI утверждено Положение об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

С 1 июля 2011 года вступил в силу Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Содержащиеся в нем нормы претерпели небольшие изменения по сравнению с нормами ранее действовавшего Положения.

Административный надзор рассматривается законодателем как система правовых и организационных мер, направленных на предупреждение совершения повторных преступлений, иных правонарушений, как мера индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

В свою очередь систему правовых и организационных предупредительных мер составляет комплекс административных ограничений, применяемых к поднадзорным лицам в зависимости от совершенного противоправного деяния, поведения в период отбытия наказания, данных о личности, конкретных обстоятельств дела.

Количество рассмотренных дел за первое полугодие 2020 года составило: 184 административных дел, по которым:

- требования удовлетворены – 178 дел

- требования удовлетворены частично – 4 дел;

- в удовлетворении иска отказано – 2 дела.

Правильность судебных постановлений проверялось в апелляционном порядке по 23 делам. Без изменения оставлено 17 решений, изменено – 4, отменено - 1 , прекращено 1.

Требования к содержанию административного искового заявления, связанного с административным надзором, и к прилагаемым к нему документам установлены в ст. 271 КАС РФ. Требования к содержанию и оформлению искового заявления, указанные в ст. 271 КАС РФ, аналогичны требованиям ст. 261.6 ГПК РФ, за исключением того, что по новому правовому регулированию обязательным является указание административным истцом (исправительным учреждением или органом внутренних дел) в исковом заявлении срока, на который необходимо установить административный надзор.

Требование о предоставлении ОВД при подаче заявления об установлении надзора помимо материала, указывающего на совершение лицом административных правонарушений, еще и копии приговора также нашло закрепление в КАС РФ.

Согласно положению ст. 272 КАС РФ, административное исковое заявление, связанное с административным надзором, незамедлительно принимается к производству суда, за исключением случая неподсудности требований данному суду и возвращения административного искового заявления на основании п. 2 ч. 1 ст.129 настоящего Кодекса (дело неподсудно данному суду).

После принятия административного искового заявления суд истребует необходимые документы и материалы, а в случае признания необходимым участия в судебном заседании лица, в отношении которого решается вопрос об установлении, продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений, возлагает на административного истца обязанность обеспечить его участие в судебном заседании.

Таким образом, законодатель обязывает принять к производству суда административное исковое заявление незамедлительно, за исключением неподсудности требования данному суду. Отсутствие каких-либо сведений в заявлении, документов, материалов не является препятствием к незамедлительному принятию заявления к производству суда. Все оставшиеся вопросы по иску подлежат разрешению на стадии подготовки дела к судебному разбирательству.

Учитывая, что срок рассмотрения заявления составляет 20 дней со дня поступления административного искового заявления в суд (ч. 7 ст. 272 КАС РФ), недопустимо формальное отношение к данной процессуальной стадии, имеющей своей целью правильное и своевременное рассмотрение дела (ст. 132 КАС РФ).

В соответствии со ст. 270 КАС РФ административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, подается в суд по месту нахождения исправительного учреждения.

Административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, подается в суд по месту жительства или месту пребывания этого лица.

Административные исковые заявления о продлении административного надзора, дополнении ранее установленных административных ограничений, о частичной отмене административных ограничений, о досрочном прекращении административного надзора подаются в суд по месту жительства или месту пребывания поднадзорного лица.

Освобождение лица из мест лишения свободы в период рассмотрения дела не дает суду права на направление дела по подсудности в суд по месту жительства данного лица.

В соответствии с ранее действующей ч. 1 ст. 27 КАС РФ дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно станет подсудным другому суду.

Мотивированное решение по делу об административном надзоре должно быть изготовлено в день его принятия.

В соответствии с ч. 5 ст. 298 КАС РФ апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу об административном надзоре могут быть поданы в течение десяти дней со дня принятия судом решения.

Закон об административном надзоре достаточно подробно регламентирует правила применения административного надзора: определены категории осужденных, в отношении которых может быть установлен административный надзор, раскрыты условия и основания его установления, прописана процедура принятия судом решения об установлении административного надзора, закреплены его сроки, названы моменты начала и прекращения течения данных сроков, основания прекращения (в т.ч. досрочного), приостановления, продления, а также повторного установления административного надзора.

Процессуальные нормы обязывают суд в рамках дел об административном надзоре к установлению обстоятельств, являющихся основаниями для установления, продления, изменения или прекращения административного надзора, вне зависимости от того, ссылается ли на них заявитель или заинтересованное лицо. Неполнота таких обстоятельств должна быть восполнена судом путем реализации полномочий в получении доказательств по делу (ч. 1 ст. 272 КАС РФ). Если субъекты производства по делу об административном надзоре не ссылаются на юридически значимые обстоятельства дела, суд должен поставить такие обстоятельства на обсуждение и принять меры к их установлению.

Административный надзор в обязательном порядке применяется к совершеннолетним лицам, освобождаемым или освобожденным из мест лишения свободы, если они имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего.

Исключением является случай, предусмотренный ч. 2.1 ст. 3 Закона № 64-ФЗ, согласно которой административному надзору подвергается лицо, совершившее в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающее расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи. Порядок установления и прекращения административного надзора в отношении указанного лица осуществляется в соответствии с федеральным законом.

Если лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, административный надзор устанавливается судом при условии признания лица в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, либо если после освобождения из мест лишения свободы в течение года он совершил два и более административных правонарушения, указанных в пункте 2 части 3 статьи 3 Закона № 64-ФЗ.

Таким образом, административный надзор должен быть установлен в отношении лица, имеющего судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также лица, имеющего судимость за совершение умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего при наличии оснований, предусмотренных п. п. 1 или 2 ч. 3 ст. 3 Закона № 64-ФЗ.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона № 64-ФЗ административный надзор в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, устанавливается, если в период отбывания наказания в местах лишения свободы лицо признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, а также если это лицо в течение одного года совершило два и более административных правонарушения против порядка управления или правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, на здоровье населения и общественную нравственность.

В обоих случаях административный надзор устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 64-ФЗ).

Сроки административного надзора устанавливаются и исчисляются в зависимости от условий и оснований установления административного надзора.

В решении суда должно содержаться указание на порядок исчисления срока административного надзора.

В силу ч. ч. 1 и 2 ст. 3, п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона № 64-ФЗ срок административного надзора в отношении совершеннолетнего лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, если такое лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, а также в отношении совершеннолетнего лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а равно за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, исчисляется со дня его постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.

Срок административного надзора за совершеннолетним лицом, освобожденным из мест лишения свободы, имеющим непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при условии, что это лицо совершило в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, исчисляется со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора (ч. 1 ст. 3 и п. 2 ч. 3 ст. 5 Закона 64-ФЗ).

На основании ч. 4 ст. 5 Закона № 64-ФЗ при назначении лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы.

Статьей 5 Закона № 64-ФЗ устанавливаются сроки административного надзора, порядок исчисления и приостановления этих сроков.

- не допускается отказ в установлении административного надзора в связи с не обеспечением явки в судебное заседание лица, в отношении которого разрешается вопрос об установлении надзора, заинтересованных лиц;

- отсутствие гражданства Российской Федерации не является основанием для отказа в удовлетворении административного иска об установлении административного надзора (административный надзор может быть установлен в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства при законных основаниях их пребывания (проживания) на территории Российской Федерации);

- несоблюдение исправительным учреждением срока обращения в суд не является основанием для отказа в удовлетворении иска;

- закон не исключает возможность повторного установления административного надзора в отношении лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость – ч. 6 ст. 9 Закона № 64-ФЗ;

- истечение (погашение) срока судимости является основанием к отказу в установлении административного надзора, продлении административного надзора, установлении дополнительных административных ограничений;

- отсутствие в действиях лица опасного, особо опасного рецидива преступлений по приговору суда и решения о признании лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания является основанием к отказу в установлении административного надзора;

- отсутствие условий, предусмотренных п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона № 64-ФЗ, в частности, совершение лицом двух и более административных правонарушений, является основанием к отказу в удовлетворении иска об установлении административного надзора.

Не допускается отказ в удовлетворении заявления об установлении административного надзора в связи с неявкой лица, освобожденного из мест лишения свободы.

В соответствии со ст. 272 КАС РФ после принятия административного искового заявления суд истребует необходимые документы и материалы, а в случаях признания необходимым обязательного участия в судебном заседании лица, в отношении которого решается вопрос об установлении, продлении административного надзора или дополнении административных ограничений, также возлагает на исправительное учреждение или орган внутренних дел, которыми подано административное исковое заявление, обязанность обеспечить участие в судебном заседании этого лица.

Из содержания приведенной нормы права усматривается, что законодатель не исключает возможность рассмотрения дела в отсутствие лица, в отношении которого решается вопрос об установлении административного надзора, но только при условии, что участие такого лица не признано судом обязательным.

В то же время, следует иметь в виду, что нельзя признать не обязательным участие в судебном заседании административного ответчика, находящегося в местах лишения свободы и обратившегося в суд с заявлением об обеспечении его участия в судебном заседании, либо иным способом выразившего намерение на участие в судебном разбирательстве.

При наличии указанных обстоятельств рассмотрение дела в отсутствие административного ответчика со ссылкой на необязательность его участия в судебном заседании является грубым нарушением права гражданина на доступ к правосудию, прав ответчика на судебную защиту.

Погашение (снятие) судимости является основанием к отказу в установлении административного надзора.

Установление административного надзора возможно в отношении лиц, имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов.

При рассмотрении дел, связанных с административным надзором, действуют общие правила ведения административных дел в суде через представителей, установленные ст. 54 КАС РФ.

По делам данной категории закон не предусматривает обязательное участие представителя в судебном процессе, назначение судом адвоката лицу, в отношении которого решается вопрос об установлении административного надзора. Право на ведение дела в суде через представителя принадлежит административному ответчику и реализуется им самостоятельно. Следовательно, у суда отсутствует обязанность обеспечить участие в судебном заседании представителя административного ответчика.

Отсутствие указаний в приговоре суда на опасный (особо опасный) рецидив преступлений, отсутствие решения о признании злостным нарушителем порядка отбывания наказания является основанием к отказу в установлении административного надзора.

Перечень административных ограничений определен в ст. 4 Закона № 64-ФЗ.

Согласно указанной норме закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:

1) Запрещение пребывания в определенных местах.

2) Запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях.

3) Запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток.

4) Запрещение выезда за установленные судом пределы территории.

5) Обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Судьи Новочеркасского городского суда Ростовской области данное ограничение устанавливают, как правило, на ночное время суток, исходя из конкретных обстоятельств дела (с 22-00 или с 23-00).

Руководствуясь целями и задачами административного надзора, судам следует обдуманно и взвешенно подходить к решению вопроса о необходимости частичной отмены установленных поднадзорному лицу административных ограничений, исследовать особенности совершенного лицом деяния, его личности, поведения в быту, по месту работы, учебы, оценивать доказательства на основании всестороннего, полного исследования представленных доказательств, подробно мотивировать выводы в судебном решении.

При рассмотрении дела о досрочном прекращении административного надзора суд исследует основания подачи такого иска, обстоятельства, имеющие значение для дела, сведения, характеризующие лицо, в отношении которого установлен надзор, и прежде всего, устанавливает, соблюдены ли условия досрочного прекращения административного надзора, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Закона № 64-ФЗ, а также соблюден ли срок подачи заявления, предусмотренный ч. 3 ст. 9 Закона № 64-ФЗ об административном надзоре.

Вместе с тем при рассмотрении конкретных дел следует обратить внимание на выяснение всего объема юридически значимых обстоятельств, что позволит избежать ошибок в применении норм материального закона.

Таким образом, изученные в ходе настоящего обобщения гражданские дела позволяют сделать вывод о том, что судьи Новочеркасского городского суда Ростовской области тщательно подходят к подготовке данной категории дел, соблюдении сроков их рассмотрения, исследованию обстоятельств дела, оценке представленных доказательств, о чем указывают подробные выводы суда в принятых решениях, правильность которых подтверждена оценкой судебной коллегией по гражданским делам Ростовского областного суда.

опубликовано 12.10.2020 18:35 (МСК), изменено 14.10.2020 12:27 (МСК)