Понедельник | 9:00 - 18:00 |
Вторник | 9:00 - 18:00 |
Среда | 9:00 - 18:00 |
Четверг | 9:00 - 18:00 |
Пятница | 9:00 - 16:45 |
Перерыв на обед: 13:00 - 13:45 | |
Суббота | Выходной |
Воскресенье | Выходной |
Обобщение
судебной практики рассмотрения Новочеркасским городским судом дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (глава 26.2 ГПК РФ) за 2 полугодие 2012 года Новочеркасского городского суда Ростовской области.
Во исполнение плана работы Новочеркасского городского суда на 1 полугодие 2013 года проводилось обобщение дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (глава 26.2 ГПК РФ).
По смыслу статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее Закона), административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
- тяжкого или особо тяжкого преступления;
- преступления при рецидиве преступлений;
- умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего,
лишь при наличии одного из двух условий: признания в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания либо совершения в течение года двух и более административных правонарушений против общественного порядка и общественной безопасности и (или) здоровья населения и общественной нравственности (ч. 1 и 3 ст. 3 названного Закона).
При установлении административного надзора судьи исходили из необходимости наличия совокупности оснований, указанных в ч. 1 и ч. 3 ст. 3 указанного Закона.
За изучаемый период дела об административном надзоре рассматривались и разрешались с обязательным участием лица, в отношении которого подано заявление, а также с участием представителей исправительного учреждения или органа внутренних дел, которыми подано заявление, и прокурора.
Установление административного надзора допускается и при отсутствии оснований ч. 3 ст. 3 Федерального закона, но только в отношении лиц, имеющих судимость за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве (ч. 2 ст. 3 Закона).
Принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, в соответствии со ст. 4 Закона суд одновременно устанавливал административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
С учетом изменений закона, согласно ч.1 ст. 261.7 Гражданского процессуального кодекса РФ, с 1 июля 2011 года дело об административном надзоре рассматривается и разрешается судьей единолично с обязательным участием лица, в отношении которого подано заявление, а также с участием представителей исправительного учреждения или органа внутренних дел, которыми подано заявление, и прокурора.
При поступлении жалобы от лица, которому установлен административный надзор, судье следует решить вопрос об оплате государственной пошлины.
При подаче жалобы на решение суда об установлении административного надзора лицо, в отношении которого установлен административный надзор, должно оплатить государственную пошлину в размере, установленном "п. 3 ч. 1 ст. 333.19" НК РФ (100 рублей).
При подаче заявления об установлении административного надзора в соответствии с "п. 19 ст. 333.36" НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
При удовлетворении заявления об установлении административного надзора госпошлина за рассмотрение дела судом не взыскивается с лиц, в отношении которых этот надзор установлен.
Однако, при подаче апелляционной жалобы лицом, которому установлен решением суда административный надзор, вопрос об оплате госпошлины должен быть решен судом.
Судьей может быть решен вопрос об освобождении лица от уплаты государственной пошлины при подаче им соответствующего письменного заявления с учетом положений, установленных нормами законодательства, при установлении причин, по которым лицо, подавшее данное заявление, не может произвести оплату госпошлины (не имеет средств, поскольку не работает, и т.д.).
СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ.
За второе полугодие 2012 года судьями Новочеркасского городского суда было рассмотрено 53 гражданских дела указанной категории, из них 52 было удовлетворено, в 1 было отказано, по 6 –ти делам осужденными были поданы апелляционные жалобы.
Для обобщения было представлено 12 дел:
Гражданское дело № 2-2549/12 по заявлению Начальника ФКУ ИК -14 ГУФСИН России по РО об установлении административного надзора в отношении С.
ФКУ ИК 14 ГУФСИН России по РО обратилось суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении С. Как следует из материалов дела и пояснений представителя ФКУ ИК -14 в судебном заседании осужденный С. Отбывает наказание за совершение тяжкого преступления, является совершеннолетним лицом, имеет непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления, за время нахождения в местах лишения свободы характеризуется отрицательно, имеет 10 взысканий за нарушение порядка отбывания наказания, не поощрялся. На основании изложенного судом сделан вывод о том что осужденный С. является лицом отнесенным к категории лиц, в отношении которых подлежит установление Административного надзора. По результатам рассмотрения данного гражданского дела суд решил: установить в отношении С. административный надзор сроком на 1 год со дня вступления в законную силу настоящего решения суда со следующими административными ограничениями:
- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время суток с 22:00 часов до 06:00 часов;
- запрещение выезда за пределы территории поселения района в составе субъекта Российской Федерации, где имеет регистрацию и проживает поднадзорное лицо, без разрешения органа внутренних дел;
- обязательная явка с периодичностью 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации.
Кроме того, разъяснил С., что за несоблюдение административных ограничений или невыполнение установленных обязанностей он может быть привлечен к административной ответственности по ст. 19.24. КоАП РФ, а за уклонение от административного надзора - к уголовной ответственности по ст. 314.1 УК РФ.
Гражданское дело № 2-2921/12 по заявлению Начальника ФКУ ИК -14 ГУФСИН России по РО об установлении административного надзора в отношении Б.
Начальник ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по РО обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора за Б. после освобождения из мест лишения свободы сроком на 2 года с установлением ограничений: запрещения выезда за установленные судом пределы территории; явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Установлено, что Б. совершил преступление при опасном рецидиве преступлений, кроме того Б. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Таким образом, имеет место 2 основания, предусмотренных законом для установления административного надзора - факта признания в действиях Б. опасного рецидива преступлений и признание его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Данное обстоятельство с учетом отрицательной характеристики суд учитывает при выборе конкретных административных ограничений. В данном случае суд решил: что заявление начальника ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по РО об установлении административного надзора в отношении Б. удовлетворить. Установить административный надзор за Б. Установить Б на весь срок административного надзора следующие административные ограничения:
- запретить выезд за пределы населенного пункта по месту жительства либо месту пребывания без разрешения начальника отдела полиции;
- не менять постоянного места жительства либо места пребывания без уведомления начальника полиции;
- обязать явкой на регистрацию 2 раза в месяц в отдел полиции по месту жительства либо месту пребывания, согласно графику, установленному в отделе полиции по месту жительства (пребывания);
- запретить пребывание вне избранного места жительства(пребывания) после 21 часа 00 минут до 6 часов 00 минут следующего дня, исключая время работы (согласно графику).
Административный надзор за Б. установить до 14 сентября 2018 года.
Гражданское дело № 2-2994/12 по заявлению Начальника ФКУ ИК -14 ГУФСИН России по РО об установлении административного надзора в отношении Л.
ФКУ ИК-14 ГУФСИН РФ по Ростовской области обратилось в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Л., с установлением административного ограничения. Представитель заявителя в ходе судебного разбирательства пояснил, что необходимость установления в отношении Л. административного надзора обусловлена тем, что последний имеет непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления, на путь исправления не встал, во время пребывания в исправительном учреждении неоднократно привлекался к дисциплинарной ответственности. Указанные обстоятельства нашли подтверждение в материалах дела. Из характеристики, представленной на Л. усматривается, что последний за период пребывания в местах лишения свободы, характеризуется посредственно, привлекался к дисциплинарной ответственности за нарушение порядка отбывания наказания.
Гражданское дело № 2-4014/12 по заявлению Начальника ФКУ ИК -14 ГУФСИН России по РО об установлении административного надзора в отношении К.
Начальник ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по РО обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора за К. после освобождения из мест лишения свободы сроком на 2 года с установлением ограничений: запрещения выезда за установленные судом пределы территории; явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. В судебном заседании представитель ФКУ ИК-14 ГУФСИН России по РО пояснил, что административный надзор устанавливается в связи с совершением им преступления против половой свободы. Как видно из материалов дела, приговором Милютинского районного суда Ростовской области К. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. 162 ч.2 и ст. 131 ч. 2 УК РФ. Из приговора суда усматривается, что К. совершил преступление против половой свободы и половой неприкосновенности совершеннолетнего лица, в связи с чем, он не относится к категории лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор. Данным решением суда заявление начальника ФКУ ИК -14 ГУФСИН России было оставлено без удовлетворения.
Гражданское дело № 2-4474/12 по заявлению Начальника ФКУ ИК -14 ГУФСИН России по РО об установлении административного надзора в отношении Т.
ФКУ ИК-14 ГУФСИН РФ по Ростовской области обратилось в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Т., с установлением административного ограничения. Из материалов дела следует, что Т. имеет непогашенную судимость, за совершение тяжкого преступления, в качестве обстоятельства отягчающего наказание Т. приговором суда признан опасный рецидив преступления. Из характеристики, представленной на Т. следует, что последний за период пребывания в местах лишения свободы характеризуется посредственно, с положительной стороны себя не зарекомендовал. Исследовав материалы дела и выслушав стороны в судебном заседании суд принял решение об удовлетворении заявления начальника ФКУ ИК -14 ГУФСИН России об установлении административного надзора в отношении Т.
В соответствии с ч. 4 ст. 261.8 ГПК РФ решение суда по делу об административном надзоре может быть обжаловано в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ (в порядке апелляционного производства).
Гражданское дело 2-4252/12 по заявлению Начальника ФКУ ИК -14 ГУФСИН России по РО об установлении административного надзора в отношении Ч.
ФКУ ИК-14 ГУФСИН РФ по Ростовской области обратилось в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Ч., с установлением административного ограничения. Судом установлено, что приговором Таганрогского городского суда Ростовской области Ч. осужден по ст. ч. 3 ст. 30, 158 ч. 2, 162 ч. 1 УК РФ к 5 годам 4 месяцам лишения свободы, имеет непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления. Из характеристики, представленной на Ч., следует, что последний за период пребывания в местах лишения свободы, характеризуется отрицательно, с положительной стороны себя не зарекомендовал, постановлением начальника исправительного учреждения осужденный Ч. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, имеет непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления, соответственно последний является лицом, отнесенным Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» к категории лиц, в отношении которых подлежит установлению административный надзор. Решением суда заявление ФКУ ИК -14 было удовлетворено. В отношении Ч., суд решил: установить административный надзор сроком на 3 года со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания со следующими административными ограничениями:
- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время суток с 22:00 часов до 06:00 часов;
- запрещение выезда за пределы территории поселения района в составе субъекта Российской Федерации, где имеет регистрацию и проживает поднадзорное лицо, без разрешения органа внутренних дел;
- обязательная явка с периодичностью 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации.
С данным решением суда осужденный был не согласен и подал апелляционную жалобу, впоследствии жалоба определением суда была возвращена заявителю т.к. Ч. был пропущен срок на обжалования решения суда, с просьбой о восстановлении срока на обжалование решения Новочеркасского городского суда Ч. не обращался.
Гражданское дело № 2-4679/12 по заявлению Начальника ФКУ ИК -14 ГУФСИН России по РО об установлении административного надзора в отношении Щ.
ФКУ ИК-14 ГУФСИН РФ по Ростовской области обратилось в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Щ., с установлением административного ограничения. Судом установлено, что Щ. имеет не погашенную судимость за совершение тяжкого преступления, так же приговором суда признан опасный рецидив преступления. Из характеристики, представленной на Щ. следует, что последний за период пребывания в местах лишения свободы характеризуется посредственно, с положительной стороны себя не зарекомендовал. Исследовав материалы дела и выслушав стороны в судебном заседании суд принял решение об удовлетворении заявления начальника ФКУ ИК -14 ГУФСИН России об установлении административного надзора в отношении Щ. С данным решением суда осужденный Щ. был не согласен и подал апелляционную жалобу на решение Новочеркасского городского суда, в которой указал, что он был лишен права на квалифицированную юридическую помощь, а само решение носит формальный характер, и не учитывает его позицию. Жалоба была рассмотрена судебной коллегией по гражданским делам. Судебная коллегия не нашла оснований для отмены или изменения решения суда т.к. доводы апелляционной жалобы Щ. сводятся к неправильности толкования Щ. норм процессуального права и не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда.
Гражданские дела 2-2920/12, № 2-4687/12, № 2-4015/12, 2-2548/12, № 2-4012/12 по заявлению Начальника ФКУ ИК -14 ГУФСИН России по РО об установлении административного надзора в отношении осужденных находятся на рассмотрении судебной коллегии с апелляционными жалобами осужденных, результаты рассмотрения этих дел неизвестны.
ВЫВОДЫ:
Итак, административный надзор - это наблюдение органов внутренних дел за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, наложенных на него временных ограничений прав и свобод, а также за исполнением этим лицом возложенных на него Законом обязанностей (подп. 1 ч. 1 ст. 1 Закона № 64-ФЗ).
Как следует из ст. 2 Закона № 64-ФЗ, основной задачей административного надзора является предупреждение совершения лицами, перечисленными в тексте Закона, новых преступлений и правонарушений путем оказания на них индивидуального профилактического воздействия.
При рассмотрении дел об установлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, судом учитываются положения Гражданского процессуального кодекса, в частности ст.ст. 261.5-261.8 ГПК РФ, а также Федерального закона РФ от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Проведенным обобщением установлено, что в большинстве из указанных дел требования об установлении административного надзора обоснованно удовлетворены. Изучение этих дел показало, что судом правильно применены основания и порядок установления административного надзора, а так же круг юридически значимых обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел данной категории.
Судья Новочеркасского городского суда А.Н. Пикалов